Буллинг в школе: как предотвратить травлю,
и кто несет ответственность
Травля детей со стороны сверстников, или буллинг, стала одной из самых острых и распространенных проблем в современных школах. Это не просто «детские конфликты», а систематическая агрессия, которая наносит глубокие психологические травмы, увеличивает риск депрессии и суицида среди подростков, приводит к эскалации насилия в коллективе, резкому падению успеваемости и серьезным невротическим расстройствам. Как правило, сами дети, оказавшись в роли жертвы, наблюдателя или даже агрессора, не в силах разрешить эту ситуацию без помощи взрослых.
С целью профилактики этого опасного явления и правового просвещения подростков педагог-психолог Е.А. Белецкая провела важную беседу на тему «Буллинг ребенка в школе. Как предотвратить. Ответственность» для 39 учащихся старших классов МКОУ СОШ № 27 посёлка Падинский.
Кто участвует в буллинге и какова его структура?
В ходе встречи были четко обозначены все роли в процессе травли:
Агрессор (буллер) – инициатор и активный исполнитель травли.
Жертва – объект систематических насмешек, угроз, изоляции или физического насилия.
Наблюдатели (свидетели) – большая часть класса, которая видит происходящее, но часто из страха или равнодушия не вмешивается. Их молчаливое согласие подпитывает агрессора.
Правовая ответственность: последствия могут быть серьезными
Особое внимание в беседе было уделено юридическим последствиям буллинга. Подросткам разъяснили, что их действия могут подпадать под статьи не только административного, но и уголовного кодекса РФ:
Оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ).
Побои (ст. 6.1.1 КоАП РФ, а при определенных условиях – ст. 116 УК РФ).
Истязание (ст. 117 УК РФ) – систематическое причинение физических или психических страданий.
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).
Доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ) – в самых трагичных случаях, когда травля становится невыносимой.
Важно донести до подростков, что с 14 лет наступает уголовная ответственность по ряду тяжелых статей, а административная – и того раньше. Кроме того, материальную ответственность за действия несовершеннолетнего часто несут его родители.
Профилактика: что могут сделать школа, родители и сами дети?
Ключевой посыл встречи: буллинг проще и правильнее предотвратить, чем разбираться с его разрушительными последствиями.
Для школы: Создание ясных правил и нулевой терпимости к любым проявлениям травли. Обязательное информирование и обучение педагогов навыкам распознавания и работы с буллингом. Организация доступной психологической помощи для всех участников ситуации.
Для родителей: Открытый и доверительный контакт с ребенком. Внимание к изменениям в его поведении (нежелание идти в школу, замкнутость, потеря вещей, синяки). Активная позиция и сотрудничество со школой при первых сигналах проблемы.
Для детей (свидетелей): Важно не оставаться в стороне. Поддержка жертвы (хотя бы словом «я с тобой»), обращение за помощью к взрослым – это не ябедничество, а гражданская позиция и смелость.
Вывод: Проблема буллинга – это проблема всего общества. Ее решение требует консолидированных усилий: правовой грамотности детей, профессиональной компетентности педагогов, чуткости родителей и четкой позиции образовательного учреждения. Подобные просветительские беседы, как проведенная в Падинской школе, – это crucial шаг к формированию безопасной и уважительной среды, где каждый ребенок может учиться и развиваться без страха.

