СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Что такое социальное сопровождение?
Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении – это граждане ‒‒ члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) или только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативно ‒ правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении ‒ это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная программа социального сопровождения (ИПСС) граждан – членов семьи – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. ИПСС может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей мероприятия ИППСУ, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда ИППСУ не оформляется.
Индивидуальные программы социального сопровождения граждан – членов, нуждающейся в таком виде социального обслуживания семьи, направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращения лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого ‒ педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних.
Утверждено
приказом директора
ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист»
от 05 июля 2018 г. № 193 — од
Положение
ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист» о социальном сопровождении семей с детьми
- Общее положение.
1.1. Положение о социальном сопровождении семей с детьми в ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист» разработано в соответствии Модельной программой по внедрению социального сопровождения семей с детьми, а также методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Положение о социальном сопровождении семей с детьми разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124‒ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120‒ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48‒ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273‒ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442‒ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственно политики в сфере защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916‒р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы».
1.3. Деятельность специалистов учреждения осуществляется на основании межведомственных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам раннего выявления фактов семейного неблагополучия и организации социального сопровождения семей с детьми;
1.4. К сотрудничеству в рамках межведомственных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам раннего выявления фактов семейного неблагополучия и организации социального сопровождения семей с детьми могут привлекаться квалифицированные специалисты организаций здравоохранения, образовательных учреждений, представители общественных организаций, волонтеры и иные субъекты профилактики безнадзорности.
1.5. Информация, полученная специалистами учреждения, в результате предоставления социальных услуг и осуществления социального сопровождения, подлежит обработке в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»
- Цели и основные задачи социального сопровождения.
2.1. Основной целью социального сопровождения является социальная реабилитация семей социального риска с несовершеннолетними, повышение качества социального обслуживания в целях улучшения условий жизнедеятельности семей с детьми и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности на основе обеспечения взаимодействия между организациями системы социальной защиты, образования, здравоохранения, общественными организациями.
2.2. Основными задачами социального сопровождения являются:
— обеспечение оперативного межведомственного взаимодействия для оказания помощи семьям с детьми в решении медицинских, психологических, педагогических и социальных проблем для предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, преодоления кризисных ситуаций, профилактики жестокого обращения, сохранения семьи для ребенка.
— предоставление семьям с детьми социальных услуг и социального сопровождения родителей, опекуна, попечителя, иного законного представителя несовершеннолетнего к иным службам, организациям, учреждениям и т.п.
— оказание содействия в поддержке семей с детьми в мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по устранению причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан;
— содействие в предоставлении социально-бытовых, социально – медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, срочных социальных услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг осуществляется в соответствии с индивидуальными программами и на основании договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями в соответствии с Федеральным законом № 442 – ФЗ;
3.2. Основными направлениями деятельности по социальному сопровождению являются:
3.2.1 Информационно-координационное направление:
– межведомственное выявление на территории обслуживания семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании и сопровождении, с последующей постановкой их на профилактический учет в ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист»;
— проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальной программы социального сопровождения, осуществления контроля в её реализации, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
–привлечение к взаимодействию организаций, предоставляющих помощь, не относящуюся к социальным услугам;
3.2.2. Психолого-педагогическое направление.
— информирование о месте нахождения и графике работы учреждений, оказывающих психологические услуги;
— организация досуга;
— организация клубной и кружковой работы;
— оказание содействия в получении консультативной психологической, педагогической, медицинской помощи семьям с детьми, не относящимся к социальным услугам;
— адаптация к социальной среде и социализация детей;
— определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение;
— привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям;
— организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
— повышение родительских компетенций путем привлечения к участию на курсах, лекториях;
— оформление несовершеннолетнего в библиотеку, спортивные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;
— содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
— содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;
— содействие в организации летнего отдыха детей.
3.2.3. Медицинское направление:
— содействие в оказании медико – социальной помощи.
3.2.4. Правовое направление:
— содействие в оказании юридической помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
— содействие в получении бесплатной юридической помощи.
3.2.5. Социальная помощь:
— привлечение в рамках межведомственного взаимодействия дополнительных источников оказания социальной помощи, а именно: оказание материальной помощи (в натуральной форме); содействие в получении государственной социальной помощи; оформлении мер социальной поддержки; ремонте жилого помещения; в получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних; получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательной организации; получении справок для оформления льгот; трудоустройстве членов семьи.
4. Принципы организации социального сопровождения семей с детьми
4.1. Социальное сопровождение семей с детьми организуется на принципах рекомендательного характера, предусматривающего самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для семьи проблемам, а также:
— добровольности социального сопровождения семьи с детьми;
— суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости для нее социального сопровождения и заключения договора;
— комплексности, предполагающего взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий всеми субъектами социального сопровождения по решению проблем семьи;
— адресности и доступности;
— конфиденциальности, в соответствии, с которым не допускается разглашение информации о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и иных обязанностей;
— непрерывности, гарантирующего оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы.
5. Организация социального сопровождения осуществляется:
— на основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость семьи с детьми в социальном сопровождении, ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист» осуществляет ее сопровождение.
5.1.1. Обстоятельства, обусловливающие нуждаемость в социальном сопровождении членов семей с детьми:
— отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);
— кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежения нуждами детей;
— наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное;
— отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;
— несоблюдение в семье с детьми санитарно ‒ гигиенических условий проживания;
— полная или частичная утрата родителями контроля поведения детей;
— конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий их жизни;
— среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума по региону (бедность).
Перечень проблем в семье, обусловивших нуждаемость в социальном сопровождении:
— проблемы, связанные с изменением социального статуса (многодетная семья, неполная семья);
— проблемы, обусловленные трудной жизненной ситуацией семьи с детьми;
— проблемы, обусловленные образом жизни родителей и детей.
5.1.2. Основаниями для постановки на социальное сопровождение семьи с детьми являются:
— письменное заявление родителя (законного представителя несовершеннолетнего);
— сообщение, поступившее от физических и юридических лиц, в том числе из служб экстренной социально-психологической помощи;
— сообщение, поступившее от органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5.1.3. В зависимости от выявленных проблем, определяется и уровень социального сопровождения семьи:
— профилактический;
— кризисный;
— экстренный.
— За каждой семьей с детьми, принятой на социальное сопровождение, закрепляется куратор семьи, который устанавливает обстоятельства и условия, препятствующие самостоятельному удовлетворению семьей с детьми основных жизненных потребностей.
— Куратор семьи в течение десяти рабочих дней со дня признания семьи с детьми нуждающейся в социальном сопровождении, организует ее посещение специалистами организаций, осуществляющих социальное сопровождение по выявлению проблем, с которыми семья с детьми не справляется, ее потребностей в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
5.1.4. Индивидуальная программа составляется на основании двухстороннего договора, исходя из потребностей получателя социальных услуг, которая может быть пересмотрена в зависимости от изменения этих потребностей, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы по социальному сопровождению.
Индивидуальные программы социального сопровождения семей с детьми утверждаются, на заседаниях МППК, с участием приглашенных на заседание субъектов.
5.1.5. Промежуточные и итоговые результаты контроля реализации индивидуальной программы социального сопровождения заслушиваются на заседаниях МППК и оформляются заключением о необходимости дальнейшего социального сопровождения или прекращения социального сопровождения.
6. ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист» в рамках социального сопровождения имеет право:
— организовывать и координировать деятельность по социальному сопровождению семей в рамках межведомственного взаимодействия;
— запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по сопровождению семей с детьми;
— вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам социального сопровождения семей с детьми;
— разрабатывать методические материалы по вопросам социального сопровождения семей с детьми;
— по согласованию с семьей привлекать к социальному сопровождению специалистов других учреждений, организаций;
— посещать семьи в рамках своей профессиональной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
6.1. Рекомендуемое количество семей, находящихся на сопровождении одного специалиста, составляет:
— при экстренном уровне сопровождения – не более 6 семей;
— при кризисном уровне сопровождения – не более 12 семей;
— при адаптационном и базовом уровнях сопровождения – не более 24 семей.