Социальное сопровождение

Главная » Социальное сопровождение

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Что  такое социальное сопровождение?

     Социальное сопровождение –  деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

     Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении – это граждане ‒‒ члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) или только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативно ‒ правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении.

      Семья, находящаяся в социально опасном положении ‒ это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

     Индивидуальная программа социального сопровождения (ИПСС) граждан – членов семьи – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. ИПСС может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей мероприятия ИППСУ, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда ИППСУ не оформляется.

Индивидуальные программы социального сопровождения граждан – членов, нуждающейся в таком виде социального обслуживания семьи, направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращения лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого ‒ педагогической  компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних.

 

                                                                                              Утверждено

                                                                                             приказом директора

                                                                    ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист»

                                                                                                                                        от 05 июля 2018 г. № 193 — од

Положение

ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист» о социальном сопровождении семей с детьми

  1. Общее положение.

1.1. Положение о  социальном сопровождении  семей с детьми  в ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист»  разработано в соответствии   Модельной программой по внедрению социального сопровождения  семей с детьми, а также методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.2.  Положение о социальном сопровождении семей с детьми   разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124‒ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120‒ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48‒ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273‒ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442‒ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственно политики в сфере защиты детей сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей»; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916‒р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы».

1.3. Деятельность специалистов учреждения осуществляется на основании межведомственных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам раннего выявления фактов семейного неблагополучия и организации социального сопровождения семей с детьми;

1.4. К сотрудничеству в рамках межведомственных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам раннего выявления фактов семейного неблагополучия и организации социального сопровождения семей с детьми могут привлекаться квалифицированные специалисты организаций здравоохранения, образовательных учреждений,  представители общественных организаций, волонтеры и иные субъекты профилактики безнадзорности.

1.5. Информация, полученная специалистами учреждения, в результате предоставления социальных услуг и осуществления социального сопровождения,  подлежит обработке в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»

  1. Цели и основные задачи социального сопровождения.

2.1. Основной целью социального сопровождения является социальная реабилитация семей социального риска с несовершеннолетними, повышение качества социального обслуживания в целях улучшения условий жизнедеятельности семей с детьми и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности на основе обеспечения взаимодействия между организациями системы социальной защиты, образования, здравоохранения, общественными организациями.

2.2. Основными задачами социального сопровождения являются:

—  обеспечение оперативного межведомственного взаимодействия для оказания помощи семьям с детьми в решении медицинских, психологических, педагогических и социальных проблем для предупреждения и преодоления семейного неблагополучия,  преодоления кризисных ситуаций, профилактики жестокого обращения, сохранения семьи для ребенка.

—  предоставление семьям с детьми  социальных услуг и социального сопровождения родителей, опекуна, попечителя, иного законного представителя несовершеннолетнего  к иным службам, организациям, учреждениям и т.п.

— оказание содействия в поддержке семей с детьми в мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по устранению причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан;

— содействие в предоставлении социально-бытовых, социально – медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, срочных социальных услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг осуществляется в соответствии с индивидуальными программами и на основании договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями в соответствии с Федеральным законом № 442 – ФЗ;

3.2. Основными направлениями деятельности по социальному сопровождению являются:

3.2.1 Информационно-координационное направление:

– межведомственное выявление на территории обслуживания семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании и сопровождении, с последующей постановкой их на профилактический учет в ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист»;

— проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальной программы социального сопровождения, осуществления контроля в её реализации, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

–привлечение к взаимодействию организаций, предоставляющих помощь, не относящуюся к социальным услугам;

3.2.2. Психолого-педагогическое направление.

— информирование о месте нахождения и графике работы учреждений, оказывающих психологические услуги;

— организация досуга;

— организация клубной и кружковой работы;

— оказание содействия в получении  консультативной психологической, педагогической, медицинской помощи семьям с детьми, не относящимся к социальным услугам;

— адаптация к социальной среде и социализация детей;

— определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение;

— привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям;

— организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;

— повышение родительских компетенций путем привлечения к участию на курсах, лекториях;

— оформление несовершеннолетнего в библиотеку, спортивные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;

— содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);

— содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;

— содействие в организации летнего отдыха детей.

3.2.3. Медицинское направление:

— содействие  в оказании  медико – социальной помощи.

3.2.4. Правовое направление:

— содействие в оказании юридической помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;

— содействие в получении бесплатной юридической  помощи.

3.2.5. Социальная помощь:

— привлечение в рамках межведомственного взаимодействия  дополнительных источников оказания социальной помощи, а именно: оказание материальной помощи (в натуральной форме); содействие в получении государственной социальной помощи; оформлении мер социальной поддержки; ремонте жилого помещения; в получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних; получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательной организации; получении справок для оформления льгот; трудоустройстве членов семьи.

4. Принципы организации социального сопровождения семей с детьми 

4.1. Социальное сопровождение семей с детьми организуется на принципах рекомендательного характера, предусматривающего самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для семьи проблемам, а также:

— добровольности социального сопровождения семьи с детьми;

— суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости для нее социального сопровождения и заключения договора;

— комплексности, предполагающего взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий всеми субъектами социального сопровождения по решению проблем семьи;

— адресности и доступности;

— конфиденциальности, в соответствии, с которым не допускается разглашение информации  о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и  иных обязанностей;

— непрерывности, гарантирующего оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы.

5. Организация социального сопровождения осуществляется:

— на основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость семьи с детьми в социальном сопровождении, ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист» осуществляет ее сопровождение.

5.1.1. Обстоятельства, обусловливающие нуждаемость в социальном   сопровождении членов семей с детьми:

— отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);

— кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежения нуждами детей;

— наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное;

— отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;

— несоблюдение в семье с детьми санитарно ‒ гигиенических условий проживания;

— полная или частичная утрата родителями контроля  поведения детей;

—  конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий их жизни;

—  среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума по региону (бедность).

Перечень проблем в семье, обусловивших нуждаемость в социальном сопровождении:

— проблемы, связанные с изменением социального статуса (многодетная семья, неполная семья);

— проблемы, обусловленные трудной жизненной ситуацией семьи с детьми;

— проблемы, обусловленные образом жизни родителей и детей.

5.1.2. Основаниями  для постановки на социальное сопровождение семьи с детьми являются:

—  письменное заявление родителя (законного представителя несовершеннолетнего);

—  сообщение, поступившее от физических и юридических лиц, в том числе из служб экстренной социально-психологической помощи;

—   сообщение, поступившее от органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.1.3. В зависимости от выявленных проблем, определяется и уровень социального сопровождения семьи:

— профилактический;

— кризисный;

— экстренный.

— За каждой семьей с детьми, принятой на социальное сопровождение, закрепляется куратор семьи, который устанавливает обстоятельства и условия, препятствующие самостоятельному удовлетворению семьей с детьми основных жизненных потребностей.

— Куратор семьи в течение десяти рабочих дней со дня признания семьи с детьми нуждающейся в социальном сопровождении, организует ее посещение специалистами организаций, осуществляющих социальное сопровождение  по выявлению проблем, с которыми семья с детьми не справляется, ее потребностей в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

5.1.4. Индивидуальная программа составляется на основании двухстороннего договора, исходя из потребностей получателя социальных услуг, которая может быть пересмотрена в зависимости от изменения этих потребностей, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы по социальному сопровождению.

Индивидуальные программы социального сопровождения семей с детьми утверждаются, на заседаниях МППК, с участием приглашенных на заседание субъектов.

5.1.5. Промежуточные и итоговые результаты контроля реализации индивидуальной программы социального сопровождения заслушиваются на заседаниях МППК и оформляются заключением о необходимости дальнейшего социального сопровождения или прекращения социального сопровождения.

6.  ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист» в рамках социального сопровождения имеет право:

— организовывать и координировать деятельность по социальному сопровождению семей в рамках межведомственного взаимодействия;

— запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения,  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по сопровождению семей с детьми;

— вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам социального сопровождения семей с детьми;

— разрабатывать методические материалы по вопросам социального сопровождения семей с детьми;

— по согласованию с семьей привлекать к социальному сопровождению специалистов других учреждений, организаций;

— посещать семьи в рамках своей профессиональной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
6.1. Рекомендуемое количество семей, находящихся на сопровождении одного специалиста, составляет:

—  при экстренном уровне сопровождения – не более 6 семей;

— при кризисном уровне сопровождения – не более 12 семей;

—  при адаптационном и базовом уровнях сопровождения – не более 24 семей.