Для Вас, родители! «Поощрение и наказание»

Для Вас, родители!

                «Поощрение и наказание»

     Уважаемые родители! Очень часто, ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Это очень важный вопрос в воспитании ребенка. Родители очень часто переживают и обвиняют себя, то в излишней строгости наказаний, то в попустительстве.

Если ребенок ведет себя хорошо, то это воспринимается как само собой разумеющееся. Внимание родителей чаще фиксируется на плохом поведении ребенка. Получается, если ты хочешь быть в центре внимания родителей, веди себя как можно хуже. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к игрушкам и вещам в доме.

Компетентность родителей определяется умением использовать адекватные методы поощрения и наказания.

Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для прерывания нежелательного.

«Наказывать или не наказывать ребенка?»

Тема наказания лидирует с большим отрывом от других воспитательных тем. Такой интерес к этой теме вполне понятен и закономерен. Как часто нам, родителям, когда наше чадо делает что-то не слишком нам симпатичное, приходится задавать себе вопросы:

Как часто бывает так, что мы наказываем ребенка автоматически, и только гораздо позже задумываемся над причинами своей реакции. Или, вдруг, ловим себя на том, что отчитываем своего ребенка фразами отца, которые в детстве нас самих очень ранили. Слова брошены, а спустя несколько минут, при виде несчастного лица ребенка, на нас нахлынули собственные воспоминания из детства, о горечи, обиде и чувстве несправедливости.

1.Составьте список типичных для Ваших отношений конфликтных ситуаций, которые обычно заканчиваются наказанием для ребенка. Детально изучите полученный список. С большой долей вероятности, Вы обнаружите ситуации, в которых возможно допустить естественное развитие событий.

  1. Проверьте выбранные ситуации контрольным вопросом: «Что может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?».
  2. Запишите все возможные варианты развития событий, не пренебрегая самыми фантастическими. Прислушайтесь к чувствам, мыслям, желаниям, которые возникают, когда вы перечитываете полученный текст.

Выводы.

Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Поощрять ребенка так, что бы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень не просто, потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, общении с ними, в уважении их достоинства и доверия к ним, совместных с ними делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело.

Для правильного воспитания родителям  полезно знать, какие формы наказания существуют.  К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие.

Устойчивость применения  физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способам можно оказать влияние на кого угодно, а тем более на маленького и беззащитного  человечка.

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие  не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения.

Речевая агрессия  (ругань, оскорбления), так же как и физическое насилие, малоэффективна и ведет лишь к  аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

В каких сферах жизни ребенку запреты просто необходимы:

Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те  действия ребенка, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.

Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.

Сохранность материальных, культурных  и духовных ценностей. Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.

Наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть  у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку кратко, ПОЧЕМУ его поведение неправильно.

Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

Воспитатель: Рузаева О.В.