Формирование речи ребенка во многом зависит от позиции родителей. Часто дома малышей понимают без слов, поэтому, по мнению родителей, речевая практика им особо не требуется. Важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит». Если у ребенка сложная патология, то необходимо получить консультацию и тесно сотрудничать со специалистами: неврологом, психиатром, психологом, логопедом.
Для стимуляции речевого развития у ребенка родители должны организовать правильное общение со своим малышом.
Вот несколько советов специалистов:
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности: когда готовите еду, делаете уборку, одеваете или раздеваете ребенка, гуляете и т.д. Комментируйте свои действия, действия ребенка и окружающих.
- В период, когда ребенок начинает произносить первые слова, постарайтесь разговаривать с ним без «сюсюканий», коверканий звуков, чтобы малыш слышал чистую речь и запоминал именно её.
- Следите за своей речью, используйте грамматически ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения.
- Задавайте «открытые» вопросы. Это будет стимулировать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?», вместо «Он прыгает?».
- Если ребенок разговаривает односложно, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте действие, цвет, размер.
- Сдерживайте отрицательные эмоции, если что–то не получается. Тут нужно набраться терпения.
Занимайтесь регулярно. Правильно выстроенная система регулярной работы обязательно даст результат.
Логопед Ю.В. Бережная