МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по признанию граждан, в том числе несовершеннолетних, нуждающимися в социальном обслуживании и о порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае

Cкачать: ms-word

 Приложение

к письму министерства труда и

социальной защиты населения

Ставропольского края

от «__» _______ 2015 г. №___

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по  признанию граждан, в том числе несовершеннолетних, нуждающимися в социальном обслуживании и о порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае

 

  1. I.Общие положения

 

  1. Настоящие Методические рекомендации по признанию граждан, в том числе несовершеннолетних, нуждающимися в социальном обслуживании и о порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае на дому, в полустационарной и стационарной форме социального обслуживания (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральными законами от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ), от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в целях регулирования правоотношений, возникающих в процессе признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и порядке предоставления социальных услуг на дому, в полустационарной и стационарной форме социального обслуживания.
  2. Получателями социальных услуг являются:

несовершеннолетние и их законные представители, признанные нуждающимися в социальном обслуживании вследствие:

— наличия трудностей в социальной адаптации (в том числе находящиеся под опекой и попечительством);

— отсутствия возможности обеспечения ухода  и попечения за ними (в том числе временного);

— наличия внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, наличия насилия в семье;

— нахождения в социально опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации;

дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья и их законные представители признанные нуждающимися в социальном обслуживании;

женщины, признанные нуждающимися в социальном обслуживании вследствие нахождения в трудной жизненной ситуации.

  1. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:

признание граждан, нуждающимися в социальном обслуживании — процесс выявления обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить жизнедеятельность гражданина, определения потребностей граждан в социальных услугах, установления перечня и объема жизненно важных социальных услуг, предоставляемых в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию и жизненной ситуации гражданина;

социальная услуга — это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической,  разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать  свои основные жизненные потребности;

получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги поставщиком социальных услуг;

поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг;

срочная социальная услуга — оказание неотложной помощи оказываемой  в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг;

профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании – мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.

 

  1. II.Основные виды социальных услуг и порядок их предоставления

 

  1. Поставщиком социальных услуг предоставляются социально-правовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-трудовые услуги, а также услуги повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги.
  2. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому или в стационарной, полустационарной формах.
  3. Социальные услуги предоставляются на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем, органом или учреждением органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органом местного самоуправления, общественным объединением в течение суток с даты составления индивидуальной программы, а также определяется стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
  4. Перевод получателя социальных услуг к другому поставщику социальных услуг или в иное учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется по инициативе получателя социальных услуг, его родителей или законных представителей на основании их письменного заявления либо по инициативе поставщика социальных услуг при наличии условий для его приема в следующих случаях:

при переезде получателя социальных услуг на другое место жительства;

перевод получателя социальных услуг в организацию другого типа и (или) вида по медицинским показаниям, в том числе на основании заключения медико-психолого-педагогического консилиума;

принятие в установленном порядке решения о дальнейшем устройстве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей или законных представителей, исключающего дальнейшее его пребывание у поставщика социальных услуг;

в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

  1. Снятие получателя социальных услуг с социального обслуживания осуществляется:

при достижении им возраста 18 лет;

в случае его перевода к иному поставщику социальных услуг (при переезде на другое место жительства) или иное учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних;

при его добровольном отказе (или его законного представителя) на основании личного заявления в письменной или электронной форме, по согласованию с органом опеки и попечительства по фактическому месту проживания;

в связи с выполнением индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

в связи с улучшением положения в семье и преодолением обстоятельств ухудшающих условия жизнедеятельности граждан.

Снятие получателя социальных услуг с социального обслуживания оформляется в течение 1 рабочего дня с момента наступления вышеперечисленных обстоятельств приказом поставщика социальных услуг.

 

III. Порядок приема получателей социальных услуг поставщиками

социальных услуг

 

  1. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания гражданину, в том числе несовершеннолетнему, является предоставленное в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее – Уполномоченный орган) в письменной или электронной форме:

заявление гражданина, в том числе несовершеннолетнего, или его законного представителя, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в рамках межведомственного взаимодействия;

приговор, определение или постановление суда; постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следователя, органа дознания, начальника органа внутренних дел, ходатайство органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; постановление лица, производившего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; акт оперативного дежурного органа внутренних дел; направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения;

документы, подтверждающие нуждаемость гражданина, в том числе несовершеннолетнего в социальном обслуживании.

  1. Прием получателя социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания осуществляется круглосуточно.
  2. Зачисление получателя социальных услуг оформляется приказом поставщика социальных услуг в течение суток после получения документов.
  3. Получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
  4. При приеме получателя социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщик социальных услуг осуществляет:

изъятие в установленном порядке предметов, запрещенных к хранению (представляющих опасность для жизни и здоровья получателя социальных услуг и его окружающих);

принятие на хранение ценных вещей получателя социальных услуг по его просьбе;

формирование личного дела получателя социальных услуг с учетом конфиденциальности;

занесение информации о получателе социальных услуг в регистр получателей социальных услуг.

  1. Поставщиком социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания не может быть принят получатель социальных услуг, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания и совершившие правонарушение.
  2. Ответственный работник Уполномоченного органа в соответствии с должностным регламентом фиксирует обращение в журнале учета поступившей информации, заявлений, обращений о нуждаемости граждан, в том числе несовершеннолетних, в социальном обслуживании во всех формах социального обслуживания (приложение № 1).

 

  1. IV.Предоставление социальных услуг бесплатно и

определение размера платы за предоставление социальных услуг

 

  1. Социальные услуги в форме социального обслуживания в форме социального обслуживания на дому или в стационарной, полустационарной формах предоставляются бесплатно:

1)    несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных (межэтнических) конфликтов.

  1. Услуги получателям социальных услуг, не отнесенным к категории, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, оказываются за плату или частичную плату в соответствии  с частью 3 статьи 32 Федерального закона № 442-ФЗ.
  2. Размер платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, утвержденных министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, и составляет не более семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
  3. В случае обращения законных представителей несовершеннолетних:

— из семей, признанных в соответствии с пунктом 13 подпункта 4 Порядка рассмотрения  комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах Ставропольского края с районным делением материалов (дел), не связанных с делами  об административных правонарушениях утвержденным    постановлением   Правительства  Ставропольского  края  от  09 февраля 2015 года № 49-п, находящихся в социально опасном положении;

— из семей, где дети  в  соответствии  со  статьей  1  Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» находятся в трудной жизненной ситуации, сведения для расчета среднедушевого дохода предоставляются получателем социальных услуг посредством заполнения декларации (Приложение 2).

— При обращении женщин, признанных нуждающимися в социальном обслуживании вследствие нахождения в трудной жизненной ситуации сведения для расчета среднедушевого дохода предоставляются получателем социальных услуг посредством заполнения декларации (Приложение 2).

  1. При обращении законных представителей несовершеннолетних не указанных в пункте 4 раздела IV настоящих Методических рекомендаций, предоставляются документы:

1) копия паспорта родителя (законного представителя);

2) один из следующих документов, подтверждающих факт совместного проживания ребенка с родителем (законным представителем):

— справка о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и степени родства (свойства);

— домовая (поквартирная) книга;

—  выписка из поквартирной карточки.

Если родитель (законный представитель) и ребенок имеют разную регистрацию по месту жительства, но проживают фактически вместе, факт их совместного проживания указывается ими в заявлении или посредством составления акта материально-бытовых условий проживания.

В составе семьи учитываются супруги и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с родителем (законным представителем).

В состав семьи в целях расчета среднедушевого дохода членов семьи не включаются:

а) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

б) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении;

в) дети, находящиеся под опекой (попечительством), на содержание которых выплачиваются денежные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) дети, воспитывающиеся в приемной семье, на содержание которых выплачиваются денежные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) копию трудовой книжки родителей (законных представителей) трудоспособного возраста (для родителей (законных представителей), не предоставивших сведения о заработной плате);

4) документы о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

5) стипендии, выплачиваемые несовершеннолетним детям по месту их учебы;

6) о размере алиментов, выплачиваемых членам семьи;

7) о выплатах приемному родителю денежного вознаграждения;

8) документы об иных видах доходов в зависимости от рода занятий членов семьи родителя (законного представителя), которые не могут быть запрошены в рамках межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, указанные родителем (законным представителем) в приложении к заявлению.

Документы о доходах членов семьи предоставляются родителем (законным представителем) за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения в Уполномоченный орган.

Родители (законные представители) в случае не предоставления документов о доходах и подтверждающих нуждаемость указывают это в заявлении, где дается согласие об оплате полной стоимости социальных услуг в соответствии с тарифами, утвержденными Уполномоченным органом Ставропольского края.

В случае отнесения получателя социальных услуг к категории лиц, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных (межэтнических) конфликтов, предоставляются только копия паспорта и документ, выданный отделами Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю о предоставлении временного убежища или временном проживании.

 

  1. V.Определение индивидуальной потребности

граждан в социальных услугах

 

  1. Для объективного определения индивидуальной потребности граждан в социальных услугах указанных в пункте 4 раздела IV настоящих Методических рекомендаций, с учетом необходимой получателю социальных услуг формы социального обслуживания, Уполномоченным органом организуется обследование условий обеспечения жизнедеятельности гражданина не позднее двух рабочих дней с момента получения заявления и необходимых документов, за исключением случаев, определенных федеральным и краевым законодательством.
  2. Проводятся следующие мероприятия:

утверждение комиссии (по согласованию) Уполномоченного органа, поставщика социальных услуг, иных работников для участия в обследовании условий обеспечения жизнедеятельности  граждан (не менее 3-х человек);

обеспечение выезда работников по месту проживания гражданина за исключением  женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, лиц без определенного места жительства и занятий;

осуществление процедуры оценки условий жизнедеятельности гражданина;

ознакомление гражданина, в том числе несовершеннолетнего с порядком признания нуждающимся в социальном обслуживании, перечнем социальных услуг, порядком и условиями их предоставления;

оформление акта определения индивидуальной потребности гражданина, в том числе несовершеннолетнего, в социальных услугах (далее — акт, приложение № 3);

подготовка проекта индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданину (далее – индивидуальная программа).

  1. Заявление гражданина, в том числе несовершеннолетнего, с приобщенными документами, оформленный акт, проект индивидуальной программы, предоставляются на рассмотрение комиссии по определению нуждаемости граждан, в том числе несовершеннолетних, в социальном обслуживании (далее — комиссия) при Уполномоченном органе, действующей на основании утвержденного им Положения, разработанного в соответствии с Примерным положением (приложение № 4).
  2. При необходимости оказания неотложной социальной помощи (до решения вопроса о принятии на обслуживание) Уполномоченным органом и поставщиком социальных услуг организуются мероприятия по предоставлению

срочных социальных услуг гражданину, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

  1. Срочные социальные услуги предоставляются гражданам, на основании заявления получателя социальных услуг, а также получения от медицинских, образовательных или иных организаций информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг без составления индивидуальной программы.
  2. Рассмотрение результатов определения индивидуальной потребности граждан в предоставлении социальных услуг на дому, в полустационарной и стационарной форме проводится комиссией в течение одного рабочего дня с момента поступления в комиссию материалов (заявление гражданина, в том числе несовершеннолетнего, с приобщенными документами, оформленный акт, проект индивидуальной программы).
  3. В случае нуждаемости детей, в том числе детей-инвалидов в социальном обслуживании на дому, в зависимости от степени нуждаемости в постореннем уходе согласно акту, комиссия признает нуждаемость получателя в социальных услугах, что отражается в протоколе заседания комиссии.
  4. Руководитель Уполномоченного органа принимает решение о признании гражданина, в том числе несовершеннолетнего, нуждающимся в социальном обслуживании на дому, в полустационарной и стационарной форме либо об отказе в социальном обслуживании на основании представленных комиссией материалов (заявление гражданина, в том числе несовершеннолетнего, с приобщенными документами, оформленный акт, проект индивидуальной программы), издает соответствующий приказ и утверждает индивидуальную программу (приложение № 5,5а).
  5. Решение о признании гражданина, в том числе несовершеннолетнего, нуждающимся в социальном обслуживании на дому, в полустационарной или стационарной форме принимается в течение пяти рабочих дней со дня подачи гражданином заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме (приложения № 6,6а) в течение пяти рабочих дней.
  6. В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании руководителем Уполномоченного органа подписывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
  7. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.